Основная информация
ОБРАЗОВАНИЕ
Основная информация:
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ - дошкольное образование - 1-я ступень общего образования (ст. 10 §4 273-ФЗ)
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - очная
НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ - 5 лет
ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ВЕДЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ - русский
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Описание образовательной программы:
Основная образовательная программа ОСП "Козловский детский сад " разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство",под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева.
Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе.
ООП направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Образовательные программы
Основная образовательная программа "Детство"
Программа является адаптированной | нет |
Государственная аккредитация | нет |
Языки, на которых осуществляется обучение | русский |
Нормативный срок обучения | 5 лет |
Форма обучения | очная |
Описание образовательной программы
Оглавление
- I. Целевой раздел:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………………………………………………………… 4
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………………………..5
1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста……………………………………...6
1.4. Планируемые результаты освоения программы……..…………………………………………………………………16
II.Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………….18
Общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях:
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие…………………………………………………………………………………..19
2.1.2. Познавательное развитие…………………………………………………………………………………………………..34
2.1.3. Речевое развитие…………………………………………………………………………………………………….………43
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………………………………………48
2.1.5. Физическое развитие………………………………………………………………………………………………………..55
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы……………………………………61
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой………………………………………………………..68
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик………………………………………69
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………72
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………73
2.7. Иные характеристики содержания Программы……………………………………………………………………………..75
III. Организационный раздел………………………………………………………………………………………………........88
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………………..88
3.2. Режим дня ……………………………………………………………………………………………………………………..90
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………108
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………....108
*А – обязательная часть, Б - часть, формируемая участниками образовательного процесса
Дополнительный раздел Программы
(ориентирован на родителей, доступен для ознакомления, представлен в презентации)
- I. Целевой раздел:
- Пояснительная записка
Основная образовательная программа - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
Основная образовательная программа муниципального дошкольного учреждения « Козловский детский сад» разработана в соответствии с:
Документами федерального уровня:
- Законом «Об Образовании Российской Федерации». ФЗ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30.08. 2013г. № 1014;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерства образования науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
- Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Семейный Кодекс Российской Федерации;
Документами МБДОУ «Козловский детский сад», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
Уставом детского сада от 08.12.2015год №38
Лицензией на ведение образовательной деятельности: Регистрационный №3120 от 27 02.2012г.
: Локальными актами
- Положение о совете родителей (законных представителей) ДОУ
- Положение об общем собрании работников ДОУ
- Положение о педагогическом совете ДОУ
- Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
- Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ
- Порядок создания, организации работы, принятия решения комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
Правила приема детей в учреждение
- Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся
- Порядок и основания отчисления обучающихся
- Режим занятий обучающихся в учреждении
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом; образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности. Но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые в примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: Т.И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
1.Принцип психологической комфортности.
Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
2.Принцип развития.
Основная задача детского сад – это развитие ребенка – дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
3.Принцип этнокультурной соотнесенности.
Реализация этого принципа обеспечивает приобщение ребенка к истокам народной культуры своей страны, родного края. К национальным традициям мордовского народа.
4.Принцип интеграции.
Взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
5.Комплексно – тематический принцип.
В основу его положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события.
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников:
Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становиться средством обращения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Всередине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор и 2-3предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными),соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч - это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития. У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать полесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки в подвижных испортивных играх. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности(конструирование, изобразительна, литературно- художественная и др.),которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. К 3 - 4 годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью -более сложным способом построения игры. У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных действий. Очень важная сторона развития ребенка 4-го годажизни - речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенкавозрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком. В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этихобразов, ориентирующих ребенка в реальности. Центральными задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание уделяется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельныеобъекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям). Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства. Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей. Конкретное проявление способов общения – это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические исловесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не так существенно. Развитие эмоциональной регуляции – это возникновение у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам. Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарнымиправилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки направило при попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоение правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый.
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и с воспитателем, проявляет инициативность, может контролировать и соблюдать правила в знакомых ему играх. Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним-двумяпартнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того как действовать нельзя. В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я - доктор, я -мама, я -продавец). В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже непросто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия, но дополняютразличными деталями. В этих деятельностях, в отличие от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями. На 5-омгоду жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова. Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно. В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и отношения между предметами. Основной тип моделей, действия с которыми осваивают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, необходимые для решения конструктивных задач. В средней группе продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к действительности. Однако дети уже не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, сказочные персонажи), но иотношения между ними (сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.) В области развития творческих способностей, воображения происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок, а отдельные действия, но дополняют выдуманное различными деталями. Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей. Развитие коммуникативных способностей предполагает развитие компромиссного общения. У детей пятого года жизни (при направленной работе воспитателей в этом направлении) проявляется возможность открытого общения(сообщение о своих желаниях чувствах, а также свои мысли о желаниях и чувствах других детей). В поисках компромисса при конфликтных интересах в общении они могут договариваться, однако еще в большей мере нуждаются в помощи взрослых. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры, которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Также умение ребенка сотрудничать с другими развивается за счет других совместных видов деятельности (общих рисунков, построек). Развитие регуляторных способностей происходит в среднем возрасте во внешнем плане, когда правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также и их выполнение. В этом
возрасте у детей уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо или не надо себя вести. Следование правилам и нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Ребенок в этом возрасте может уже без напоминания взрослого использовать правила вежливости, применять правила поведения в группе. Что немаловажно в этом возрасте у детей уже существуют эмоциональные образы различных ситуаций пребывания в группе, взаимодействия с другими. Дети склонны замечать нарушения правил другими детьми больше, чем свои собственные. Однако это важный этап регуляции, помогающий ребенку усваивать правила. Поведение 4-5 летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Хотя в некоторых ситуациях ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников, чтобы удерживать" и применять правила. Дети пятого года жизни начинают
совершать больше правильных поступков, с уважением отзываются о своих товарищах по группе, активно сопереживают удачу, проявляют разные формы взаимопомощи. Однако высокая активность, стремление к взаимодействию со сверстниками при отсутствии опыта приводит к частым конфликтам, противоречивым формам поведения. Противоречивость поведения – существенная психологическая особенность характеристики поведения ребенка среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста с трудом устанавливает отношения со сверстниками, относится к ним избирательно. Желание активно взаимодействовать входит в противоречие с отсутствием практического опыта. Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение правилами на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими детьми, и часто невозможности соблюдения правил самими.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторые преимущества перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непонятны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ними.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью) Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
По своим характеристика головной мозг ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро – день – вечер – ночь; вчера – сегодня – завтра – раньше – позже; ; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т. д.
Расширяется общий кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Ребенок с интересом слушает истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Старший дошкольник включается в поисковую деятельность, принимает и самостоятельно ставит познавательные задачи, выдвигает предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, использует разные способы проверки: опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия»
В этом возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный
-
Презентация к программе.doc (66 КБ)
-
образовательная раб программа.doc (704 КБ)
Учебный план
-
Учебный план (813 КБ)
-
Учебный план (813 КБ)
Календарный учебный график
-
календарный учебный график 2019.docx (464 КБ)
Аннотации к рабочим программам, рабочие программы
Основная образовательная программа "Детство"(copy)
Программа является адаптированной | нет |
Государственная аккредитация | нет |
Языки, на которых осуществляется обучение | русский |
Нормативный срок обучения | 5 лет |
Форма обучения | очная |
Описание образовательной программы
Оглавление
- I. Целевой раздел:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………………………………………………………… 4
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………………………..5
1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста……………………………………...6
1.4. Планируемые результаты освоения программы……..…………………………………………………………………16
II.Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………….18
Общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях:
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие…………………………………………………………………………………..19
2.1.2. Познавательное развитие…………………………………………………………………………………………………..34
2.1.3. Речевое развитие…………………………………………………………………………………………………….………43
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………………………………………48
2.1.5. Физическое развитие………………………………………………………………………………………………………..55
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы……………………………………61
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой………………………………………………………..68
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик………………………………………69
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………72
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………73
2.7. Иные характеристики содержания Программы……………………………………………………………………………..75
III. Организационный раздел………………………………………………………………………………………………........88
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………………..88
3.2. Режим дня ……………………………………………………………………………………………………………………..90
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………108
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………....108
*А – обязательная часть, Б - часть, формируемая участниками образовательного процесса
Дополнительный раздел Программы
(ориентирован на родителей, доступен для ознакомления, представлен в презентации)
- I. Целевой раздел:
- Пояснительная записка
Основная образовательная программа - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
Основная образовательная программа муниципального дошкольного учреждения « Козловский детский сад» разработана в соответствии с:
Документами федерального уровня:
- Законом «Об Образовании Российской Федерации». ФЗ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30.08. 2013г. № 1014;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерства образования науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
- Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Семейный Кодекс Российской Федерации;
Документами МБДОУ «Козловский детский сад», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
Уставом детского сада от 08.12.2015год №38
Лицензией на ведение образовательной деятельности: Регистрационный №3120 от 27 02.2012г.
: Локальными актами
- Положение о совете родителей (законных представителей) ДОУ
- Положение об общем собрании работников ДОУ
- Положение о педагогическом совете ДОУ
- Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
- Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ
- Порядок создания, организации работы, принятия решения комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
Правила приема детей в учреждение
- Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся
- Порядок и основания отчисления обучающихся
- Режим занятий обучающихся в учреждении
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом; образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности. Но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые в примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: Т.И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
1.Принцип психологической комфортности.
Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
2.Принцип развития.
Основная задача детского сад – это развитие ребенка – дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
3.Принцип этнокультурной соотнесенности.
Реализация этого принципа обеспечивает приобщение ребенка к истокам народной культуры своей страны, родного края. К национальным традициям мордовского народа.
4.Принцип интеграции.
Взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
5.Комплексно – тематический принцип.
В основу его положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события.
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников:
Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становиться средством обращения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Всередине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор и 2-3предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными),соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч - это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития. У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать полесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки в подвижных испортивных играх. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности(конструирование, изобразительна, литературно- художественная и др.),которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. К 3 - 4 годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью -более сложным способом построения игры. У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных действий. Очень важная сторона развития ребенка 4-го годажизни - речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенкавозрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком. В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этихобразов, ориентирующих ребенка в реальности. Центральными задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание уделяется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельныеобъекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям). Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства. Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни - это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей. Конкретное проявление способов общения – это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические исловесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не так существенно. Развитие эмоциональной регуляции – это возникновение у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам. Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарнымиправилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки направило при попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоение правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый.
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и с воспитателем, проявляет инициативность, может контролировать и соблюдать правила в знакомых ему играх. Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним-двумяпартнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того как действовать нельзя. В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я - доктор, я -мама, я -продавец). В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже непросто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия, но дополняютразличными деталями. В этих деятельностях, в отличие от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями. На 5-омгоду жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова. Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно. В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и отношения между предметами. Основной тип моделей, действия с которыми осваивают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, необходимые для решения конструктивных задач. В средней группе продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к действительности. Однако дети уже не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, сказочные персонажи), но иотношения между ними (сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.) В области развития творческих способностей, воображения происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок, а отдельные действия, но дополняют выдуманное различными деталями. Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей. Развитие коммуникативных способностей предполагает развитие компромиссного общения. У детей пятого года жизни (при направленной работе воспитателей в этом направлении) проявляется возможность открытого общения(сообщение о своих желаниях чувствах, а также свои мысли о желаниях и чувствах других детей). В поисках компромисса при конфликтных интересах в общении они могут договариваться, однако еще в большей мере нуждаются в помощи взрослых. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры, которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Также умение ребенка сотрудничать с другими развивается за счет других совместных видов деятельности (общих рисунков, построек). Развитие регуляторных способностей происходит в среднем возрасте во внешнем плане, когда правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также и их выполнение. В этом
возрасте у детей уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо или не надо себя вести. Следование правилам и нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Ребенок в этом возрасте может уже без напоминания взрослого использовать правила вежливости, применять правила поведения в группе. Что немаловажно в этом возрасте у детей уже существуют эмоциональные образы различных ситуаций пребывания в группе, взаимодействия с другими. Дети склонны замечать нарушения правил другими детьми больше, чем свои собственные. Однако это важный этап регуляции, помогающий ребенку усваивать правила. Поведение 4-5 летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Хотя в некоторых ситуациях ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников, чтобы удерживать" и применять правила. Дети пятого года жизни начинают
совершать больше правильных поступков, с уважением отзываются о своих товарищах по группе, активно сопереживают удачу, проявляют разные формы взаимопомощи. Однако высокая активность, стремление к взаимодействию со сверстниками при отсутствии опыта приводит к частым конфликтам, противоречивым формам поведения. Противоречивость поведения – существенная психологическая особенность характеристики поведения ребенка среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста с трудом устанавливает отношения со сверстниками, относится к ним избирательно. Желание активно взаимодействовать входит в противоречие с отсутствием практического опыта. Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение правилами на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими детьми, и часто невозможности соблюдения правил самими.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторые преимущества перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непонятны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ними.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью) Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
По своим характеристика головной мозг ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро – день – вечер – ночь; вчера – сегодня – завтра – раньше – позже; ; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т. д.
Расширяется общий кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Ребенок с интересом слушает истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Старший дошкольник включается в поисковую деятельность, принимает и самостоятельно ставит познавательные задачи, выдвигает предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, использует разные способы проверки: опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия»
В этом возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный
-
Презентация к программе.doc (66 КБ)
-
образовательная раб программа.doc (704 КБ)
Учебный план
-
Учебный план (813 КБ)
-
Учебный план (813 КБ)
Календарный учебный график
-
календарный учебный график 2019.docx (464 КБ)